Надпочечники – парные железы внутренней секреции, расположенные, как следует из названия, над почками, в непосредственной близости к верхнему полюсу каждой почки. Надпочечники играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям (стрессовые ситуации). Главная задача надпочечных желез заключается в производстве гормонов, регулирующих все жизненно важные процессы в организме. В качестве примера: гормоны глюкокортикоиды отвечают за обмен веществ, гормоны минералокортикоиды участвуют в водном и солевом обмене, андрогены и эстрогены – аналоги половых гормонов, адреналин и норадреналин – гормоны стресса. Надпочечники состоят из двух структур – коркового вещества и мозгового вещества, которые регулируются нервной системой. Мозговое вещество служит основным источником катехоламиновых гормонов в организме – адреналина и норадреналина. Надпочечники окружены плотной соединительной тканой капсулой, и погружены в жировую ткань. Пучки капсулы (трабекулы) проникают во внутренние части железы, формируя перегородки, делящие орган на слои и зоны. Надпочечные железы, также, окружены почечной фасцией, с которой они прочно соединены.
Наш организм, к сожалению, подвержен воздействиям различных факторов, как внутренних, так и внешних, которые не всегда благотворно влияют на общее состояние здоровья. Проявления патологии надпочечников обусловлены снижением (гипокортицизм) или повышением (гиперкортицизм) синтеза надпочечниковых гормонов по сравнению с существующей нормой. Гиперкортицизм напрямую зависит от повышенного синтеза надпочечниковых гормонов гормонально-активной опухолью, исходящей из коркового вещества надпочечника, или при его гиперплазии.
При болезни Иценко-Кушинга наблюдается гиперплазия надпочечника (увеличение числа структурных элементов тканей путем их избыточного новообразования), вызванная избытком адренокортикотропного гормона, в свою очередь при синдроме Иценко-Кушинга наблюдается опухоль, исходящая из коркового вещества надпочечника. В основе обоих заболеваний находится чрезмерное поступление в организм глюкокортикоидов и в меньшей степени – андрогенов. Своеобразной патологией коркового вещества надпочечника является врожденная дисфункция коры надпочечников, при которой недостаточный синтез кортизола стимулирует повышение продукции адренокортикотропного гормона и андрогенов. Преобладание продукции андрогенов с развитием вирильного синдрома наблюдается при опухолях андростеромах, синтезирующих мужские половые гормоны. Для опухоли, исходящей из клубочковой зоны коркового вещества, – альдостеромы (синдром Конна, или первичный гиперальдостероизм) характерны повышение концентрации альдостерона в крови и снижение в плазме крови активности ренина – основного регулятора синтеза альдостерона. Иногда может возникнуть кортикоэстрома – опухоль, исходящая из коркового вещества надпочечника и продуцирующая женские половые гормоны эстрогены. У мальчиков в подобных случаях отмечают задержку полового развития, а у мужчин проявляются женские черты. Например, увеличиваются размер молочных желез, происходит перераспределение жировой клетчатки, исчезают половое влечение и потенция. Нередко гормональная продукция опухолей носит смешанный характер, т.е. ими синтезируются как глюко- и минералокортикоиды, так и половые гормоны. Среди смешанных опухолей 45 – 89 процентов являются злокачественными.
Феохромоцитома – опухоль мозгового слоя надпочечников, продуцирующая избыточное количество катехоламинов (адреналина, норадреналина и дофамина). Феохромоцитома может развиться из хромаффинной ткани мозгового вещества надпочечников, что происходит в 90 процентах случаев и может быть вне надпочечниковой локализации. Данное заболевание встречается в любом возрасте. Основными симптомами болезни у подавляющего большинства больных являются артериальная гипертония, гиперметаболизм и гипергликемия. Болезнь, как правило, сопровождается некоторыми вегетативными симптомами, напоминающими эффекты при введении адреналина. В начальном периоде болезни эти приступы, возникают редко – 1 раз в несколько месяцев или даже лет. Со временем частота и продолжительность, а также тяжесть приступов увеличивается. После приступа длительное время сохраняются общая слабость и недомогание.
Диагноз феохромоцитомы устанавливают при обнаружении повышенных количеств катехоламинов или их метаболитов в суточной моче. Обнаружение опухоли осуществляется, как правило, с помощью УЗИ, компьютерной рентгеновской томографии и магнитно-резонансной томографии. Если диаметр новообразования более 10 мм, то чувствительность этих методов приближается к 100 процентам.
Единственным радикальным методом лечения опухолей является хирургическая резекция. Необходимо отметить, что операция по поводу феохромоцитомы относятся к разряду достаточно сложных, что обусловлено высокой степенью операционного риска, связанного с вероятностью тяжелых гемодинамических нарушений. В связи с этим особое значение имеет квалификация и опыт медицинского персонала, проводящего хирургическое вмешательство. Очень важен выбор наиболее рационального метода предоперационной подготовки и анестезиологического пособия. Во время предоперационной подготовки основное внимание должно быть обращено на профилактику и купирование гипертонических кризов. После выполнения хирургического вмешательства довольно часто назначают заместительную гормональную терапию, которая выражается в регулярном приеме гормонов надпочечников.
Кортикоэстрома – гормонально-активная опухоль коры надпочечников, исходящая из сетчатой и пучковой зон, избыточно продуцирующая эстрогены, а в ряде случаев и глюкокортикоиды. Как правило, кортикоэстромы злокачественные с выраженным экспансивным ростом. У лиц мужского пола кортикоэстрома сопровождается появлением двусторонней гинекомастии, перераспределением жировой клетчатки и оволосения по женскому типу, гипотрофией яичек, повышением тембра голоса, снижением потенции. У девочек опухоль коры надпочечников сопровождается преждевременным половым созреванием. Например, увеличение молочных желез и наружных половых органов, оволосение на лобке, ускорение роста организма, преждевременное созревание скелета, влагалищные кровотечения. У женщин эта опухоль не имеет проявлений и может сопровождаться только повышением уровня эстрогенов в крови.
Андростерома – опухоль коры надпочечника, вырабатывающая избыточное количество андрогенов. Встречается достаточно редко, 1 – 3 процента от всех новообразований надпочечников. Наблюдается во всех возрастных группах, но преимущественно у женщин в возрасте до 40 лет. При андростероме у девочек отмечаются рост волос на лобке по мужскому типу, увеличение клитора в пубертатный период, отсутствие роста молочных желез и менструаций, усиленное развитие мускулатуры, появление мужского тембра голоса. У женщин уменьшается подкожный жировой слой, становится более рельефной мускулатура, увеличивается ее масса, грубеет и становится низким голос. Наблюдается рост волос на лице, теле и конечностях, выпадают волосы на голове. Менструации вскоре прекращаются. Уменьшаются молочные железы. Значительно увеличивается клитор. В большинстве случаев отмечается повышенное либидо.
У мальчиков наблюдаются признаки преждевременного полового созревания. Рассмотрев основные патологии надпочечников, стоит отметить, что основным рекомендованным методом лечения остается удаление пораженного надпочечника с опухолью. Как показывает практика, при доброкачественных новообразованиях прогноз благоприятный. В некоторых случаях после операции назначается проведение лучевой терапии и прием специальных лекарственных препаратов. А также, после выполнения хирургического вмешательства довольно часто назначают заместительную гормональную терапию – постоянный прием гормонов надпочечников. Уже в первые 1,5 – 2 месяца после удаления опухоли отмечается постепенное улучшение состояния больного и постепенно симптоматика заболевания сходит, на нет.
Наиболее информативными методами определения функционального состояния надпочечников, являются определение концентрации надпочечниковых гормонов и их метаболитов в крови и моче пациента, а также ряд функциональных проб. Особое значение имеет метод радиоиммунол, при его проведении определяется уровень содержания кортизола в крови. Исследования проводят два раза в сутки, и при фиксации нарушений ритма диагнозцируют патологию надпочечников. Данный метод используется для определения концентрации альдостерона и активности ренина (основного регулятора синтеза альдостерона) в плазме крови. При подозрении на функциональную недостаточность надпочечников проводят стимулирующие пробы. В случае значительной надпочечниковой недостаточности стимулирующие пробы могут ухудшить самочувствие больных. Для оценки состояния минералокортикоидной функции надпочечников обязательно определяют концентрацию в крови калия и натрия. При тяжелой недостаточности надпочечников содержание натрия в крови снижается, а калия – возрастает (гиперальдостеронизм, наоборот, характеризуется гипокалиемией). О функциональном состоянии мозгового вещества надпочечников судят по концентрации катехоламинов в крови или в моче пациента.
В нашей клинике диагностический комплекс исследования патологии надпочечников включает в себя: клинический осмотр, лабораторные (клинические, биохимические, гормональные), инструментальные и патоморфологические методы обследования. В первую очередь, доктор-эндокринолог проводит клинический осмотр и опрос пациента, с целью выявления признаков, характерных для различных симптомокомплексов надпочечниковой патологии. В лабораторной диагностике для выявления патологии надпочечников определяют уровни адренокортикотропного гормона, кортизола, альдостерона, дегидроэпиандростерона-сульфата (ДЭА-сульфата), активность ренина и ангиотензина плазмы крови, суточную экскрецию адреналина, норадреналина и ванилилминдальной кислоты в моче. С целью топической диагностики у нас используют самую современную модель ультразвукового сканнера Pro Focus 2202 от BK Medical (Дания), что позволяет получать изображение как в 2D, так и 3D-режимах. Высокочувствительные датчики со специальными насадками дают возможность выполнять пункционную биопсию со 100 процентной точностью попадания иглы и гарантированным результатом. Также диагностика не исключает применение компьютерной рентгеновской томографии, магнитно-резонансной томографии и в сложных случаях, с целью дифференциальной диагностики, – ангиографии или селективной флебографии с раздельным забором крови. В ряде случаев для верификации морфологической структуры образований надпочечников проводится аспирационная пункция тонкой иглой под контролем УЗИ или компьютерной рентгеновской томографией с цитологическим исследованием. Таким образом, нет возможности в одной статье подробно и в полной мере рассмотреть и описать сложную клиническую картину болезней надпочечников. Для получения более конкретной и точной информации, посетители нашего сайта могут задать интересующий их вопрос в режиме реального времени, непосредственно специалисту-эндокринологу по средствам «прямого» общения (программа Skype). Важным моментом является то, что при ранней диагностике и своевременном оперативном лечении опухолей надпочечников прогноз в большинстве случаев для больного наиболее благоприятный. В связи с этим мы предлагаем Вам пройти полный курс обследования на современном и высокоточном диагностическом оборудовании.